22.02.2018

Истец МУП «Тепловодоканал» не имел законных оснований начислять сверхнормативное потребление тепловой энергии в ГВС и превышать расчетную величину начислений за ГВС по утвержденным тарифам в соответствии формулами Правилами № 354


В связи с завершением в нашу пользу судебного процесса с Тепловодоканалом 
(ДелоА41-56406/17 в Арбитражном суде Московской области, Истец: Муниципальное унитарное предприятие «Тепловодоканал» г. Пущино, Ответчик: Товарищество собственников жилья «24АБ») приводим часть наших обоснований с этого процесса. Представитель ответчика на всех семи судебных заседаниях - председатель правления ТСЖ "24АБ" В.Л. Калмыков.  



Обоснование того, что истец МУП «Тепловодоканал» не имел законного права выставлять требования по оплате стоимости коммунальных услуг горячего водоснабжения в части превышения расчетной величины по утвержденным тарифам в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.

На судебном заседании 28 ноября 2017 года было установлено, что ответчик оплатил все коммунальные счета истца в спорный период кроме превышения расчетной величины стоимости услуг горячего водоснабжения по утвержденным тарифам. Истец назвал это превышение «сверхнормативным потреблением» в представленном им документе «Расчет теплопотребления жилого дома ТСЖ «24АБ» за декабрь 2016 года по договору №420 от 01.12.16». Это «сверхнормативное потребление» составило с декабря 2016 по май 2017   314,42 Гкал (по месяцам с декабря 2016 г. по май 2017 г.: 61,01;73,45; 62,2; 37,04; 40,28; 40,44 Гкал), или 577077,04 рублей (нормативная стоимость 1 Гкал = 1835,37 рублей). Обоснования представлены ответчиком в «Возражениях к актам по оплате коммунальной услуги горячего водоснабжения, в «Детализации взаиморасчетов Тепловодоканала (истца) и ТСЖ «24АБ» (ответчика) по услугам Тепловодоканала с 01.12.2016 по 31.05.2017 г.

Ответчик ТСЖ «24АБ» является исполнителем коммунальных услуг в многоквартирном доме, приобретает у истца коммунальный ресурс не для перепродажи, а для предоставления (исполнения) соответствующей коммунальной услуги потребителям и оплачивает потребленный в таком многоквартирном доме объем коммунального ресурса из платежей, поступивших от потребителей за коммунальную услугу. Соответственно, размер платы за коммунальный ресурс по договору ресурсоснабжения должен быть равен размеру платы за коммунальную услугу, оплачиваемую всеми потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами их предоставления.

Правоотношения по поводу предоставления коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством, состоящим из Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс), принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5, пункт 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса).

При определении объема потребленного коммунального ресурса истец использует метод коммерческого учета - для определения объема холодной воды, приема сточных вод истец руководствуется Правилами организации коммерческого учета воды, сточных год, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 № 776 (Методических указаний по расчету объема принятых (отведенных) сточных вод с использованием метода учета пропускной способности канализационных сетей, утвержденной Приказом Минстроя России от 17.10.2014 № 641/пр.

Объем тепловой энергии в горячей воде, горячей воды истец определяет в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034 (Методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной Приказом Минстроя России от 17.03.2014 № 99/пр.

Согласно абзацу второму пункта 1 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 № 776, настоящие Правила распространяются на отношения, возникающие при предоставлении коммунальных услуг, в той части, в которой такие отношения не урегулированы жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.

В связи с этим к данным правоотношениям Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 № 776, применению не подлежат, поскольку отношения сторон по настоящему делу регулируются жилищным законодательством (в том числе, статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011№354).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений некоторые акты Правительства Российской Федерации» предусмотрено, что к отношениям, возникающим между организациями водопроводно-канализационного хозяйства, собственниками и (или) пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов и(или) товариществами собственников жилья либо жилищно-строительными, жилищными кооперативами и (или) иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, связанными с обеспечением предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах или жилом доме коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению, положения настоящих Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством.
Согласно пунктам 10, 11 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации отношения по поводу предоставления коммунальных услуг, внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулирует жилищное законодательство.
В соответствии с положениями статьи 8 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилищным отношениям, связанным, в том числе с использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги должны применяться соответствующее законодательство с учетом требований, установленных ЖК РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Согласно п.п. 38, 42 Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения № 2 к настоящим Правилам, исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную услугу потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения № 2 к настоящим Правилам, исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.

При установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Нормы о применении в расчетах именно норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, являются императивными, подлежащими безусловному исполнению.
При этом согласно пункту 32 (1) Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306, уполномоченный орган субъекта РФ устанавливает норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

В соответствии с распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 09.12.2014 № 162-РВ «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и отопления» с 01.01.2015 применяются нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, действующие в муниципальных образованиях Московской области.

В городском округе Пущино Московской области норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению применяется с 1 января 2016 г. на основании постановлений Администрации города Пущино от 24.12.2015 № 602-п и от 30.12.2016 № 649-п и утвержден в размере 0,06 Гкал/мЗ.
Следовательно, при расчете стоимости ГВС должен использоваться не фактически потребленный объем теплоэнергии на подогрев воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, а норматив потребления тепла на подогрев воды в размере 0,06 Гкал/мЗ.
То есть независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) (открытая или закрытая), а также независимо от периода времени года (отопительный или неотопительный), количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.

Соответственно, при наличии нормативов расхода тепловой энергии на подогрев горячей воды показания приборов учета, измеряющих тепловую энергию, используемую в целях горячего водоснабжения, не учитываются ни в расчетах с потребителями, ни в расчетах с ресурсоснабжающими организациями.

Гражданские права и обязанности управляющей организации по осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, возникают из договоров ресурсоснабжения, заключаемых в порядке, предусмотренном Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124.

Согласно подпунктам «г», «е» пункта 17 Правил № 124 порядок определения объемов поставляемого коммунального ресурса, порядок оплаты коммунального ресурса являются существенными условиями договора ресурсоснабжения.

При заключении договора ресурсоснабжения подлежат применению также Требования при осуществлении расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 №253.

Пунктом 4 Требования установлено, что в пользу ресурсоснабжающих организаций подлежат перечислению денежные средства, поступившие исполнителю от потребителей в счет оплаты именно коммунальных услуг.

Пунктом 5 Требований предусмотрено, что размер платежа исполнителя коммунальной услуги, причитающегося к перечислению в пользу ресурсоснабжающей организации, поставляющей конкретный вид ресурса, определяется в зависимости от оплаты потребителем соответствующей коммунальной услуги в полном размере, указанном в платежном документе, либо при частичной оплате.

С учетом вышеизложенного, размер платы, выставленной ответчику в пользу истца, должен определяться с учетом размера денежных средств, поступивших от потребителей коммунальных услуг.

По смыслу пунктов 15, 17 Правил № 354 управляющая компания, которой является ответчик, предоставляет коммунальные услуги потребителям в многоквартирном доме с момента заключения договоров управления.

Как следует из пункта 13 Правил № 354, предоставление коммунальных услуг обеспечивается ответчиком посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.

Ответчик, являясь исполнителем коммунальных услуг в многоквартирном доме, приобретает у истца коммунальный ресурс не для перепродажи, а для предоставления (исполнения) соответствующей коммунальной услуги потребителям и оплачивает потребленный в таком многоквартирном доме объем коммунального ресурса из платежей, поступивших от потребителей за коммунальную услугу.

Соответственно, размер платы за коммунальный ресурс по договору ресурсоснабжения должен быть равен размеру платы за коммунальную услугу, оплачиваемую всеми потребителями коммунальных услуг в соответствии Правилами их предоставления и не может превышать расчетную величину по утвержденным тарифам в соответствии формулами Правилами № 354. При однокомпонентном тарифе на горячую воду используются Формула № 1 Приложения №2 к Правилам № 354. При двухкомпонентном тарифе на горячую воду используются Формула № 23 Приложения №2 к Правилам № 354.  
.


Комментариев нет:

Отправить комментарий